VI Международный Форум «Юридическая неделя на Урале» 20.10.2014- 24.10.2014

Печать
24.10.2014 10:24

 

 
   В рамках VI Международного Форума «Юридическая неделя на Урале» состоялось несколько мероприятий в форме круглых столов, конференций, мастер-классов.
   В частности, 22 октября 2014 года в Уральском государственном юридическом университете прошел круглый стол на тему: «Проблемы повышения эффективности экологического надзора и общественного контроля в современный период». С докладами выступили: помощник прокурора Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры Темников В.Ю., заведующий кафедрой земельного и экологического права УрГЮУ Круглов В.В., доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮУ Бывальцева С.Г., заведующая эколого-правовой юридической клиникой кафедры земельного и экологического права УрГЮУ Баканова О.Ф., юрисконсульт ООО "Межрегиональная правовая компания" Симонова А.И. Следует отметить, что мероприятие посетили как студенты высших учебных заведений, так и практикующие юристы в области земельного и экологического права.
   В ходе мероприятия обсуждались наиболее острые вопросы защиты окружающей среды, проблемы несовершенства природоохранного и природоресурсного законодательства. Поскольку экологическое право является комплексной отраслью и включает в себя лесное, водное, воздушное право, больше всего проблем возникает именно в сфере лесного права. Помощником прокурора Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры Темниковым Вячеславом Юрьевичем были отмечены наиболее важные проблемы:
- дискуссия началась с вопроса о понятийном аппарате, например, в лесном кодексе РФ не сформулировано на сегодняшний день таких понятий, как лесопарк, лесничество, городские леса, о которых идет речь в статье 23 Лесного кодекса РФ и которые необходимо разграничивать на практике;
- проблема инвентаризации лесов, учитывая наличие на территории Свердловской области 7 лесничеств, лишь в отношении 2 из них была проведена инвентаризация;
- наложение земель лесного фонда на земли населенных пунктов. Докладчиком был приведен реальный пример из практики, когда на территории Верхней Пышмы был утвержден Генеральный план города; одной из процедур являлось согласование границ со смежным собственником- Рослесхозом, в дальнейшем границы были согласованы, однако, когда пришло время вырубать леса, лесничества «забили тревогу», поскольку их границы являются условными; отсюда и проблема постановки лесов на кадастровый учет.
- ежегодное увеличение территории города; таким образом, леса, бывшие в лесном фонде, де-юре и де-факто становятся городскими, а последние вырубке, согласно действующему законодательству, не подлежат; как быть в таком случае?
- проблема охраны лесов, вытекающая из предыдущего пункта: леса, вошедшие в территорию города в результате ее увеличения, по-прежнему остаются принадлежащими Госимуществу, а последнее не обладает штатной численностью для обеспечения охраны таких лесов.
- статус работников лесничества. Они не являются государственными служащими, следовательно, на них не распространяется запрет заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, в связи с этим указанные граждане могут быть одновременно директорами фирм, занимающихся заготовкой леса, а значит, не исключено наличие коррупционной составляющей  при осуществлении указанной деятельности такими лицами.
- немаловажной стала охрана лесов от пожара. Ни для кого не секрет, что деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию, имеется соответствующее Постановление Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров". А значит арендатор, пользующийся лесным участком, уже не вправе самостоятельно своими средствами тушить пожар, он обязан в таком случае вызвать специальную службу. В противном случае деятельность по тушению пожара будет являться нарушением законодательства.
- нарушение условий договора аренды лесного участка, когда арендатор не разрабатывает проект освоения лесов в связи с тем, что подобная процедура является дорогостоящей.
- нередко наблюдается и нарушение правил заготовки леса, наличие порубочных остатков.
- остро стоит проблема наличия несанкционированных свалок.
 
 
                                                                                         
 
   Выступающим также были освещены проблемы, возникающие на практике, в сфере водного законодательства. Так, природоохранной прокуратурой было выявлено, что многие предприятия- водопользователи осуществляют свою деятельность в отсутствие той или иной разрешительной документации.
   Участники круглого стола обсудили вопрос экологического воспитания в его взаимосвязи со статьей 42 Конституции РФ, где сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Обсудили недавно вступивший в силу Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". В ходе дискуссии участники пришли к единому мнению о необходимости пропаганды жизни в благоприятной окружающей среде, осознания каждым россиянином того, что наша страна обладает огромными природными ресурсами, о необходимости бережного отношения к природным богатствам, что поможет сохранить здоровье и продлить жизнь каждому из нас.
 
   Материл подготовлен пресс-службой ООО ЮФ «ЮРЛИГА-БИЗНЕС».