English Chinese (Simplified) Русский
Последние новости Все новости >>>
13.09.2019 Куйвашев созывает олигархов. Кто заработает миллиарды на Универсиаде//Комментарий Управляющего партнера ЮФ "ЮРЛИГА" Ивана Волкова.
20.02.2019 СВЕРДЛОВСКИМ ОБМАНУТЫМ ДОЛЬЩИКАМ РАСШИРЯТ ПРАВА. ОЧЕРЕДЬ ЗА КВАРТИРАМИ ВЫРАСТЕТ НА ТРЕТЬ.
12.02.2019 Попытка провалилась: бывшая тёща Дмитрия Лошагина отказалась пойти с ним на мировую//Комментарий Управляющего партнера ЮФ "ЮРЛИГА" Ивана Волкова.
+7 (343) 228 34 40 (45, 46)
Дополнительные адреса и телефоны

Адрес офиса для корпоративных клиентов Группы предприятий "ЮРЛИГА":
620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Таганская, 55-А, офис 408.
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (343) 228-34-40
+7 (343) 219-88-25
+7 (343) 378-51-77
+7 (950) 638-44-26
факс: +7 (343) 228-34-40

Адрес офиса для клиентов - физических лиц, Группы предприятий "ЮРЛИГА":
620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Таганская, 55-А, офис 402.
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (343) 200-60-15
+7 (953) 387-51-00
факс: +7 (343) 228-34-40

Представительство Юридической фирмы "ЮРЛИГА-БИЗНЕС" в городе Сочи:
354340, Россия, г. Сочи. ул. Конституции, 18
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (8622) 37-54-41
+7 (918) 105-16-27

Кодекс административного судопроизводства

PDF Печать E-mail

 

    15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС). Он регулирует производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений, а также по некоторым иным категориям споров.

    Иными словами, часть дел, которые рассматривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ, теперь будут рассматриваться по правилам КАС. Эти дела можно условно разделить на:

      1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений (дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и др.).

      2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц и др.).

       3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

        Соответственно, заявления по этим трем группам дел с 15 сентября 2015 года нужно подавать в суды общей юрисдикции и в Верховный cуд РФ по правилам КАС.

       При этом указанные дела будут рассматриваться по правилам КАС и в тех случаях, когда производство по ним уже было инициировано до 15 сентября 2015 года (по правилам ГПК РФ), но суд к этому сроку так и не успел их рассмотреть (ст. 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

     В то же время КАС не распространяется на порядок рассмотрения следующих категорий дел:

     1. дел из административных правоотношений, которые отнесены к компетенции арбитражных судов;

     2. дел об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам КоАП РФ;

     3. дел об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

КАС содержит новые правила о том, кто может выступать представителем по административным делам: это могут быть только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не сможет представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ. Кроме того, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в областных и равных им судах и в Верховном суде РФ граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование. Такие правила установлены в части 9 статьи 208 КАС.

      Положения КАС, которые предоставляют участникам процесса возможность подавать исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, иные заявления и ходатайства не только в традиционном (бумажном), но и в электронном виде, а также получать через Интернет копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов, вступают в силу с 15 сентября 2016 года (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

       Среди новелл КАС в сравнении с Гражданским процессуальным кодексом РФ можно отметить следующие.

      1. В КАС общее родовое понятие для решений, определений и постановлений судов – «судебные акты» (ч. 1 ст. 16 КАС), как в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, а не «судебные постановления», как в Гражданском процессуальном кодексе РФ.

      2. Появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС), как в арбитражном процессе.

      3. КАС урегулировал порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42 КАС).

       4. Меры обеспечения иска в КАС именуются мерами предварительной защиты, а сам порядок их применения урегулирован несколько более подробно (гл. 7 КАС).

       5. Появились новые меры процессуального принуждения, то есть реагирования суда на нарушения участниками процесса порядка проведения судебного заседания: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118 КАС), а также обязательство о явке (ст. 121 КАС).

       6. Увеличились размеры судебных штрафов (ч. 1 ст. 122 КАС). Кроме того, увеличилось количество случаев, когда суд может наложить судебный штраф, а также появились случаи, когда суд обязан наложить судебный штраф на участвующее в деле лицо.

       7. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству судья теперь решает в течение трех дней со дня его поступления (ч. 1 ст. 127 КАС), а не в течение пяти, как это было ранее.

       8. В КАС появилось упрощенное производство, то есть упрощенный (письменный) порядок рассмотрения административного дела без проведения устного разбирательства и в более короткий срок (гл. 33 КАС).

       9. В КАС появились главы, которых ранее не было в Гражданском процессуальном кодексе РФ, посвященные особенностям отдельных категорий дел:

            1. производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости (гл. 25 КАС);

          2. производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС);

          3. производство по делам, которые рассматривает Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ (гл. 23 КАС);

           4. производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средств массовой информации (гл. 27 КАС).

       10. По отдельным делам установлены сокращенные сроки на подачу апелляционных жалоб (ч. 2–6 ст. 298 КАС), а также сокращенные сроки рассмотрения жалоб в суде апелляционной инстанции (ч. 3–10 ст. 305 КАС).

       11. Суд апелляционной инстанции получил право в определенных случаях отменить обжалованное решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п. 3 ст. 309 КАС).

 

       12. Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных и надзорных жалоб теперь нужно подавать не в суд первой инстанции до подачи самих жалоб, как это было ранее, а непосредственно в суд кассационной либо надзорной инстанции (ч. 4 ст. 318, ч. 4 ст. 333 КАС).

Статья подготовлена юристом ООО ЮФ "ЮРЛИГА-БИЗНЕС" Навалихиным Павлом Альбертовичем.