English Chinese (Simplified) Русский
Последние новости Все новости >>>
13.09.2019 Куйвашев созывает олигархов. Кто заработает миллиарды на Универсиаде//Комментарий Управляющего партнера ЮФ "ЮРЛИГА" Ивана Волкова.
20.02.2019 СВЕРДЛОВСКИМ ОБМАНУТЫМ ДОЛЬЩИКАМ РАСШИРЯТ ПРАВА. ОЧЕРЕДЬ ЗА КВАРТИРАМИ ВЫРАСТЕТ НА ТРЕТЬ.
12.02.2019 Попытка провалилась: бывшая тёща Дмитрия Лошагина отказалась пойти с ним на мировую//Комментарий Управляющего партнера ЮФ "ЮРЛИГА" Ивана Волкова.
+7 (343) 228 34 40 (45, 46)
Дополнительные адреса и телефоны

Адрес офиса для корпоративных клиентов Группы предприятий "ЮРЛИГА":
620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Таганская, 55-А, офис 408.
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (343) 228-34-40
+7 (343) 219-88-25
+7 (343) 378-51-77
+7 (950) 638-44-26
факс: +7 (343) 228-34-40

Адрес офиса для клиентов - физических лиц, Группы предприятий "ЮРЛИГА":
620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Таганская, 55-А, офис 402.
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (343) 200-60-15
+7 (953) 387-51-00
факс: +7 (343) 228-34-40

Представительство Юридической фирмы "ЮРЛИГА-БИЗНЕС" в городе Сочи:
354340, Россия, г. Сочи. ул. Конституции, 18
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (8622) 37-54-41
+7 (918) 105-16-27

«Тиски» государственного (муниципального) контракта»

PDF Печать E-mail
20.04.2013 11:35
kanaeva.jpg.jpgСтатья подготовлена юристом практики «Комплексная правовая безопасность бизнеса» ООО ЮФ «ЮРЛИГА-БИЗНЕС» Канаевой А.С.
 
 
Сфера государственного и муниципального заказа представляет собой обособленный мир со своими правилами и игроками. Неслучайно некоторые представители бизнес-среды прилагают неимоверные усилия, чтобы попасть в него или хотя бы поучаствовать в конкурсе на заключение контракта.
Несмотря на то, что в данной статье будут рассматриваться вопросы теоретического и прикладного характера, как и в других публикациях, посвященных теме госзакупок, мы на примере собственной юридической практики попытаемся коротко ответить на вопросы – в чем состоит двойственность природы государственного (муниципального) заказа и почему для некоторых участников системы госзаказа это источник постоянной прибыли, а для других - экономическая «ловушка»?
Итак, основным законом, регулирующим правоотношения субъектов в системе госзаказа является Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ-94). Кроме того, Гражданский кодекс РФ содержит нормы о поставке товаров для государственных и муниципальных нужд (ст.ст. 525-534), которые подлежат применению только в той части, в которой не противоречат положениям специального закона ФЗ-94.Согласно положениям статьи 2 Федерального закона, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Федеральному закону. Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Министерство экономического развития РФ) вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Таким образом, к правоотношениям между исполнителями и заказчиками по государственным и муниципальным контрактам могут быть применены нормы Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федерального законодательства о размещении муниципальных заказов, нормативных правовых актов, принятых в соответствии с вышеуказанным федеральным законодательством Президентом РФ, Правительством РФ, Минэкономразвития РФ, а также международных договоров РФ.
К отношениям по государственному (муниципальному) контракту могут применяться также акты толкования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Министерства экономического развития РФ), а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Федеральная антимонопольная служба России)
Основным же правовым регулятором для исполнителей и заказчиков государственного (муниципального) контракта будет являться сам контракт, регламентирующий права и обязанности сторон. Данный перечень нормативных актов носит исчерпывающий характер, однако, не исключено, что в самом контракте могут содержаться бланкетные нормы, отсылающие правоприменителя к законодательству по государственным стандартам, нормативам, установленным федеральным, региональным и муниципальным законодательством. Кроме того, источниками финансирования поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по контракту могут быть бюджеты различных уровней, следовательно, также применению подлежат и нормы, регулирующие бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 4 ФЗ-94, в роли государственного (муниципального) заказчика выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно части 1 статьи 8 ФЗ-94, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Однако дополнительно к участникам установлены следующие обязательные требования (ст.11 ФЗ-94):
·      соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
·      непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
·      неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
·      отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также дополнительные требования:
·      обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
·      отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Указанный реестр ведется Федеральной антимонопольной службой России и находится в свободном доступе в сети Интернет (http://rnp.fas.gov.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ-94, размещение заказов может осуществляться двумя путями: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт (ч.2.1 ст.10 ФЗ-94).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.10 ФЗ-94).
ФЗ-94 определяет конкретные случаи, когда заказ может размещаться только у одного участника (ст.55 ФЗ-4), это, например, случаи отнесения заказа к области естественной монополии.
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru. При этом устанавливается начальная цена контракта лота), она является максимальной и понижается в ходе проведения торгов. Соответственно, выигравшим признается участник, предложивший минимальную цену контракта.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта (лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Естественно, что возможность понижения цены контракта участниками до определенного допустимого уровня рассчитывается самими участниками и относится к их собственным рискам. При расчете допустимого понижения каждый участник, по сути, определяет допустимое понижение прибыли от исполнения госзаказа.
Цена контракта не может быть в последующем изменена, поэтому фактически получается, что участник, предлагая минимальную цену контракта с целью победы на торгах, сам загоняет себя в экономическую «ловушку», где с одной стороны его ограничивает постоянная величина - цена контракта, а с другой – переменные величины - размер ожидаемой прибыли и реальные объективные условия, в которых контракт будет исполняться.
Такая «вилка» зачастую приводит к экономическим потерям в ходе исполнения государственного (муниципального) заказа, поэтому подтверждает свою актуальность страхование рисков в сфере госзаказа.
К объективным условиям исполнения контракта относятся:
1)      экономические условия: например, цены производителей, поставщиков, размеры налоговых и иных обязательных платежей;
2)      нормативные условия: например, изменение законодательства, регулирующего отдельные виды работ, услуг, экономический оборот конкретных товаров, либо изменение нормативов, норм, стандартов применительно к отдельным видам работ, услуг, обороту товаров.
Важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ, либо стал победителем закупки.
Таким образом, двойственность государственного (муниципального) контракта выражается в следующих факторах:
·      двойственность условий исполнения госзаказа: сочетание постоянных и переменных факторов расчета предпринимательского риска исполнителей контракта;
·      сочетание возможности получения постоянного дохода и сопутствующих ему репутационных и конкурентных выгод для исполнителя и принудительной силы контракта (невозможности расторжения контракта в случае ухудшения условий его исполнения).
Рассмотрим вышеуказанные факторы на практическом примере.
Предприятие выиграло конкурс на размещение муниципального заказа на организацию питания в общеобразовательных учреждениях одного из районов муниципального образования. Финансирование муниципального контракта складывалось из средств муниципального и регионального бюджетов. Срок оказания услуг по контракту составлял два года. При заключении контракта в расчет были приняты нормативы финансовых затрат на организацию детского питания, установленные постановлением администрации муниципального образования, действовавшие на момент проведения конкурса. Данные нормативы устанавливали верхний порог финансовых затрат, которые несут получатели бюджетных средств – муниципальные общеобразовательные учреждения. Соответственно, с момента заключения муниципального контракта обязанность по исполнению указанных нормативов была возложена на предприятие, победившее на конкурсе.
На второй год исполнения контракта администрация муниципального образования вынесла новое постановление, в котором были порог нормативов финансовых затрат был существенно изменен (в целях реализации социальной политики муниципального образования). Повышение порога затрат непосредственно повлияло на экономическую структуру исполнения муниципального контракта. Бухгалтерия предприятия осуществила расчеты по затратам с учетом вновь принятых нормативов в перспективе одного календарного года, оставшегося до окончания оказания услуг по контракту. Выяснилось, что к окончанию срока контракта убытки предприятия будут настолько превышать доходы, что предприятие окажется на грани банкротства.
Расторжение муниципального контракта запрещено законом, отказ от его исполнения повлечет штрафные санкции, зачисление в реестр недобросовестных поставщиков и долгие судебные тяжбы в отношении предприятия. Также рассматривался вариант обжалования постановления администрации муниципального образования. В данной ситуации руководство предприятия было вынуждено пойти на поиск новых источников финансирования деятельности. Данный пример показателен: казалось бы, прибыльный контракт стал экономическим грузом для финансового состояния предприятия- исполнителя контракта.