English Chinese (Simplified) Русский
Последние новости Все новости >>>
13.09.2019 Куйвашев созывает олигархов. Кто заработает миллиарды на Универсиаде//Комментарий Управляющего партнера ЮФ "ЮРЛИГА" Ивана Волкова.
20.02.2019 СВЕРДЛОВСКИМ ОБМАНУТЫМ ДОЛЬЩИКАМ РАСШИРЯТ ПРАВА. ОЧЕРЕДЬ ЗА КВАРТИРАМИ ВЫРАСТЕТ НА ТРЕТЬ.
12.02.2019 Попытка провалилась: бывшая тёща Дмитрия Лошагина отказалась пойти с ним на мировую//Комментарий Управляющего партнера ЮФ "ЮРЛИГА" Ивана Волкова.
+7 (343) 228 34 40 (45, 46)
Дополнительные адреса и телефоны

Адрес офиса для корпоративных клиентов Группы предприятий "ЮРЛИГА":
620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Таганская, 55-А, офис 408.
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (343) 228-34-40
+7 (343) 219-88-25
+7 (343) 378-51-77
+7 (950) 638-44-26
факс: +7 (343) 228-34-40

Адрес офиса для клиентов - физических лиц, Группы предприятий "ЮРЛИГА":
620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Таганская, 55-А, офис 402.
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (343) 200-60-15
+7 (953) 387-51-00
факс: +7 (343) 228-34-40

Представительство Юридической фирмы "ЮРЛИГА-БИЗНЕС" в городе Сочи:
354340, Россия, г. Сочи. ул. Конституции, 18
Контактные телефоны в данном офисе:
+7 (8622) 37-54-41
+7 (918) 105-16-27

Принцип территориальности в исполнительном производстве и передача исполнительных производств (старый порядок и порядок, введенный с 09.05.2012г.)

PDF Печать E-mail
20.06.2013 11:43
kanaeva.jpg.jpgСтатья подготовлена юристом практики Фирмы «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Канаевой А.С.
 
 
09 мая 2013 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые изменили порядок передачи исполнительных производств из одного территориального подразделения службы судебных приставов в другое.
Итак, речь идет об одном из основных принципов исполнительного процесса – принцип территориальности совершения исполнительных действий. Данный принцип был установлен в законе с самой первой его редакции, его суть сводится к следующим трем правилам (чч.1,2,3 ст.33):
  • Если должником является гражданин, то исполнительное производство возбуждается, а исполнительные действия совершаются (меры принудительного исполнения применяются) по месту его жительства, месту пребывания или месту нахождения его имущества.
  • Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
  • Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.
При этом в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.
 
Справка: как определить нужный отдел судебных приставов
В исполнительном документе должны быть указаны данные о должнике, будь то гражданин или организация, в том числе адрес должника. Далее нужно определить, что за требование содержится в исполнительном документе, так как это также поможет определить, какой отдел Вам нужен. Если в Вашем случае в исполнительном документе не прописано требование о совершении должником определенных действий, а предусмотрено иное требование, например, распространенное на практике взыскание денежной суммы - исполнительный документ нужно подавать в районный (или межрайонный) отдел судебных приставов по адресу должника, указанному в исполнительном документе. В случае требования о совершении исполнительных действий – по месту их совершения.
Структура ФССП России такова, что обычно внутри каждого субъекта РФ иерархия судебных приставов представляет собой следующую цепочку: Главный судебный пристав субъекта РФ – Управление ФССП России по субъекту – районные и межрайонные отделы службы судебных приставов. На примере Свердловской области: Главный судебный пристав Свердловской области (сейчас – Щебекин С.Ю.) – Управление ФССП России по Свердловской области – разнообразные районные отделы ССП по муниципальным образованиям (например, Ленинский РОСП по г.Екатеринбургу, Тагилстроевский районный отдел г.Нижнего Тагила, Первоуральский районный отдел УФССП России по Свердловской области), а также межрайонные отделы ССП (Межрайонный отдел по исполнению особых производств, Екатеринбургский специальный отдел по взысканию административных штрафов). Районные и межрайонные отделы возглавляются старшими судебными приставами.

 Если Вы определили необходимый район (проживания должника или совершения действий) муниципального образования или субъекта РФ, то документ подлежит подаче в соответствующий отдел ФССП. 

 

 

 

 В прежней редакции закона после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель мог продолжить исполнительное производство (если выяснено, что должник, его имущество находятся на территории, на которую распространяются полномочия данного судебного пристава, или если имеются обстоятельства, предусмотренные для дачи поручения в другое территориальное отделение службы судебных приставов), либо мог окончить исполнительное производство (соответственно, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава и отсутствуют обстоятельства для дачи поручения). Сейчас, когда в закон внесены изменения, после установления места нахождения должника или его имущества не на территории своей компетенции судебный пристав не оканчивает исполнительное производство, а передает его на исполнение в подразделение судебных приставов, чья компетенция распространяется на выявленный адрес, при этом должен быть соблюден порядок передачи, установленный частями 7-7.2 статьи 33.

Старый порядок: если судебный пристав принял решение об окончании производства, то копию постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, должны были быть направлены в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества с одновременным извещением сторон исполнительного производства.
 Таким образом, как таковой передачи исполнительного производства не происходило. Производство оканчивалось в одном районе, передавалось «наверх» – в Управление, откуда уже вновь «спускалось», т.е. распределялось в другой район для возбуждения по новому месту проживания, пребывания должника, его имущества. Такой порядок требовал немало времени и документарной работы для судебных приставов.
Новый порядок направлен на экономию времени и отвечает принципам своевременности и эффективности исполнительного производства. Его суть изложена в измененной части 7 и во вновь внесенных частях 7.1, 7.2 статьи 33.
Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.
Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:
1) старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта Российской Федерации (например, в пределах Свердловской области);
2) главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов (например, из Свердловской области в Пермский край).
Таким образом, исполнительное производство передается не «наверх», а по горизонтали, при этом требуется утверждение постановления о передаче только начальника того подразделения, к которому относится и вынесший постановление судебный пристав. Такой порядок значительно экономит время и упрощает работу судебных приставов.
Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.
Кроме того, существует еще и порядок передачи исполнительных производств по постановлению главного судебного пристава РФ или главного судебного пристава субъекта РФ, сохранившийся в новой редакции закона.
Часть 10 статьи 33 новой редакции закона «Об исполнительном производстве» полностью «развязала руки» судебным приставам-исполнителям, получившим переданное исполнительное производство по постановлению главного судебного пристава РФ или главного судебного пристава субъекта РФ. Ранее частью 12 статьи 33 были установлены обязанности судебного пристава-исполнителя согласовывать свои действия на территории РФ или субъекта РФ соответственно с Главным судебным приставом РФ или главным судебным приставом субъекта РФ (то есть, спрашивать письменного разрешения на совершение тех или иных исполнительных действий или применение мер принудительного исполнения). Теперь частью 10 данная обязанность отменена, судебным приставам дана полная свобода действий на неюрисдикционной территории, и в то же время установлена обязанность главных судебных приставов оказывать всяческое содействие судебному приставу-исполнителю на территории, которая не входит в его компетенцию, но действовать на ней разрешено в силу части 11 статьи 33 (в силу самого факта передачи исполнительного производства).
Законодатель внес новшества в статью 33 и в порядке сохранения ограничительных мер для должников при передаче исполнительного производства. Судебный пристав, принявший решение о передаче исполнительного производства в другое подразделение, не вправе решать вопросы об отмене ограничений, возложенных ранее на должника. Такие полномочия есть только у судебного пристава, к которому на исполнение поступает исполнительное производство. Данное простое правило на практике позволит эффективно обеспечить права взыскателей на своевременность и полноту исполнения судебного решения.
Приведем пример.
 Судебный пристав обнаружил, что фактический адрес должника-организации находится на территории, на которую не распространяется его компетенция. Он приходит к выводу о необходимости передачи исполнительного производства. 

 По старой редакции закона судебный пристав должен либо продолжить исполнение, постоянно направляя поручения о совершении отдельных исполнительных действий в другое подразделение судебных приставов, что существенно затягивало бы сроки его ведения, либо вынести постановление об окончании исполнительного производства и направить все материалы «наверх» для последующей передачи в другое подразделение, что также занимает достаточно много времени. При этом после окончания исполнительного производства все ограничения с должника должны были быть сняты, что позволило бы ему беспрепятственно заняться сокрытием имущества, переводом прав на других лиц, выведением имущества из собственности и т.д.

 По новому порядку судебный пристав вправе либо опять же продолжить исполнение, постоянно направляя поручения, либо вынести акт о невозможности исполнения требований исполнительного документа (на территории его компетенции) и постановление о передаче, которое нужно просто заверить в соседнем кабинете у начальника подразделения. При этом вплоть до поступления исполнительного производства другому судебному приставу-исполнителю в другом подразделении УФССП, все ограничения должника сохраняются в силу закона (ограничение в выезде, арест имущества, денежных средств на счетах и т.д.)

 

 

 

Очевидно, что за долгое время существования специального закона «Об исполнительном производстве», законодатель впервые обратил внимание на отставание закона от требований практики исполнения и внес поправки, существенно облегчающие работу судебных приставов и максимально обеспечивающих права взыскателей на получение причитающегося по исполнительным документам.
Как мы любим выражаться, «выиграть суд – это полдела». Если законодатель продолжит скрупулезную работу по приведению закона об исполнительном производстве в состояние, отвечающее реальности исполнения судебных решений в нашей стране, то и за исполнение можно будет вскоре не волноваться.